На самом деле, этого вполне можно избежать, если знать некоторые особенности Правил ОСАГО с последними изменениями. В то же время, при неправильных действиях есть риск оказаться именно в такой ситуации. Но давайте обо всём по порядку.

На дорогах бывает всякое. И порой опасные ситуации возникают буквально «из ничего». Примеров таких масса: кто-то решил пропустить – а потом неожиданно передумал; кто-то резко подрезал на скорости – заставив инстинктивно повернуть руль… Или просто в усталом состоянии при определенном стечении обстоятельств снижение внимания сыграло свою роль. Оказаться по документам виновником ДТП можно без каких-либо серьёзных нарушений или агрессивного поведения за рулём. Хоть каким-то утешением здесь может стать полис ОСАГО, позволяющий избежать расходов на компенсацию второму участнику. Тем более, что есть возможность сразу оформить Извещение о дорожно-транспортном происшествии, не вызывая ГИБДД.

С сентября 2014 года чётким условием реализации страхового полиса при использовании «Европротокола» (оформление ДТП без вызова представителей полиции) является осмотр автомобиля виновника ДТП по требованию страховой компании. Вроде бы и ничего здесь страшного нет: раз уж такое дело – можно как-то выбрать время и показать машину. Но суть в том, что такое требование может поступить в течение двух или трёх недель – 15 дней за исключением праздничных (нерабочих). И в течение этого срока человек обязан сохранять автомобиль в «поставарийном» состоянии, не приступая к его ремонту. Если же транспорт отремонтирован раньше времени (даже частично) – по действующему законодательству страховая компания после выплаты получает право требования с виновника компенсации понесённых затрат.

Эту позицию необходимо чётко понимать, чтобы не усугубить и без того неприятную ситуацию. И в этой связи закономерным будет снижение популярности оформления ДТП без полиции. Ведь в таком случае причинитель вреда может остаться без машины на продолжительное время, ожидая возможного желания страховщика взглянуть на неё в повреждённом состоянии. А вызвав ГИБДД, подобных неудобств можно избежать – пусть и потратив время на ожидание сотрудников компетентных органов. При этом потерпевшей стороне не уйти от дополнительных затрат времени и лишней волокиты, поскольку «Европротокол» подразумевает согласие обоих участников.

Вот и получается, то «крайними» в результате остаются водители. Либо признанный виновным – теряя возможность оперативного ремонта своего транспорта, либо потерпевший – вынужденный вместе с виновником дожидаться полицию и проходить полную процедуру оформления аварии. Кроме этого, на практике ещё предстоит понять, каким образом будут решаться ситуации, в которых виновный в ДТП водитель собственником машины не является. Поскольку в законе чётко указано, что при досрочном ремонте претензии страховых организаций будут к причинителю вреда. Но при этом не прописано, как этот самый причинитель вреда (допущенный к управлению водитель) должен препятствовать ремонту авто со стороны владельца. И что делать, если собственник после ДТП не предоставит «отличившемуся» водителю автомобиль даже для предъявления в страховую компанию.

Учитывая подобные детали, остаётся надеяться на лояльность участников процесса – как водителей и собственников авто, так и страховых компаний – что позволит надеяться на благополучный исход с минимальными негативными последствиями для всех в каждом конкретном случае. В очередной раз бремя трактовок и «додумываний» законодательных новшеств ложиться на плечи заинтересованных сторон, вынужденных искать компромиссы и решать возникающие вопросы исходя из здравого смысла. В этой связи совершенно не лишним будет знать, что называется, «откуда ноги растут» с точки зрения закона – дабы в любом случае иметь возможность грамотно отстаивать свои интересы, принимая правильную позицию и верные решения.