Это может показаться удивительным, но оно действительно работает. И да, безусловно, всё ещё в достаточно сыром виде, тестовом режиме и подлежит доведению до ума. А кроме легковых автомобилей ничего не найдёшь. Но, тем не менее, здесь речь идёт о конкретике, о реализации теоретических установок на вполне осязаемой практике. Что уже является безусловным положительным моментом. Если же учесть и то, что в данном случае проект не спрятан за семью печатями и доступен совершенно любому – можно даже усомниться в его реальности… Ан нет: вот он, пожалуйста – на официальном портале Российского Союза Автостраховщиков (РСА), его волне можно увидеть и пощупать курсором мыши. При чём вдоволь.

Просто слишком уж банально всё начиналось. Прописали в законе несколько месяцев назад установку Банком России единой методики расчёта ущерба по ОСАГО. Хорошо. Пожалуй, утопия; ну да ладно. Сколько у нас уже таких «зависших» утопий – одной больше будет… А тут Центробанк взял да и выпустил в свет свои положения на эту тему – грозившиеся вступить (и вступившие, собственно) в силу 17 октября 2014 года. Уже интересней. Но когда РСА 16 октября утвердил средние значения по запчастям и нормочасам – во многом базовый пласт всего задуманного – то проект уж как минимум заслужил парочку «лайков».

На редкость слаженно и чётко. Интересно, а лет на десять раньше нельзя было это сделать, чтобы избежать многих тысяч судебных и не только споров о расчётных ценниках?.. Вполне достойным завершением всей истории (на данном этапе) стала реализация электронного каталога на сайте РСА, где каждый автолюбитель может узнать базовые цены на детали своего автомобиля и исходную стоимость часа работ. Онлайн, без каких-либо регистраций или виртуальных «точек доступа». Всегда бы так. При этом по совершенно простому интерфейсу сервиса и не скажешь, что за ним стоят десятки миллионов отдельных позиций по различным маркам и моделям…

Правда, для работы с запчастями и материалами понадобится знать каталожные номера. Их можно взять из экспертного заключения или иных источников – что, возможно, связано с определёнными неудобствами; но при этом снижает шансы путаницы и ошибок. В отношении же стоимости нормочаса системе достаточно лишь марки машины. Имея эти исходные данные, а также правильно выбрав свой район (из 12, выделенных по экономическим характеристикам), волне можно вести аргументированный диалог с любой страховой компанией или экспертной организацией.

Что ж, подобные изменения, пожалуй, радуют. В любой ситуации будут недовольные правилами игры; но если этих правил нет вообще – не факт, что будет доволен хоть кто-то. Здесь же налицо чёткая стандартизация процесса, которая должна во многом облегчить жизнь как пострадавшим в ДТП, так и страховым компаниям. Во всяком случае, при установленных денежных эталонах значительное занижение или завышение выплаты по ОСАГО уже вряд ли сможет остаться завуалированным. Конечно, степень износа, а также некоторые другие параметры и решения всё ещё остаются в ведении оценщиков; но сужение спектра возможных разногласий, безусловно, заметно повышает шансы на получение справедливой страховой компенсации.