Уже достаточно давно страховые компании проверяют наличие действующего технического осмотра на автомобиль при оформлении полисов ОСАГО. А последние месяцы делать они это пытаются с использованием единой электронной базы. Оно, в принципе, вполне логично: если раньше автовладельцам выдавался специальный талон государственного образца, имевший хоть какую-то защиту от подделок, то сейчас диагностическая карта представляет собой обычный двусторонне распечатанный лист – пусть и с печатью. При таком раскладе лучший способ убедиться в легитимности предъявляемого документа – это свериться с электронным «первоисточником». Вот и Федеральный закон (ФЗ-170 от 01.07.2011) в 29-й статье указывает на обязательность данной процедуры с 1 июля 2014 года…

Только результаты таких поверок на удивление часто оказываются отрицательными. У человека на руках совершено не вызывающая подозрений диагностическая карта, но вот в системе её почему-то нет. С одной стороны, это повод заинтересоваться ситуацией: по сути, речь идёт о возможном мошенничестве, подделке документов со всеми вытекающими – не важно, со стороны страхователя или нерадивого сотрудника станции технического осмотра, захотевшего заработать дополнительно… С дугой – никто не поднимает шума и никого ни в чём не обвиняет. Почему? И, что важно – есть ли повод для беспокойства для владельца такого документа о прохождении осмотра автомобиля?

Как правило, нет. Для полной уверенности можно проверить свою карту в одном из олайн-сервисов в сети Интернет, связанных напрямую с Единой автоматизированной информационной системой технического осмотра (ЕАИСТО). Скорее всего, здесь результат будет положительным. Почему в таком случае он отрицательный при проверке через базу РСА (Российского Союза Автостраховщиков)? Ведь эта база тоже связана с ЕАИСТО, и тоже берёт информацию именно оттуда.

Такая ситуация наблюдается из-за «нормализации», которая реализована в системе РСА в отношении электронного хранения и обработки данных. А именно – речь идёт о применении некоторых принципов для упрощения работы с символами идентификационного номера транспортного средства (VIN). Например, все внесённые буквенные символы автоматически преобразуются в заглавные. Буквы кириллицы преобразуются в идентичные по написанию буквы латинского алфавита (например, А, В, М и т. п.). Буква «О» – в «0», буква «З» в цифру «3», буквы «L» и «I» – в цифру «1». И так далее. Собственно, подобная стандартизация вполне объяснима: позволяет избежать определённых сложностей. Не объяснимо другое: почему то, что эта самая «нормализация» отсутствует в ЕАИСТО, не было учтено.

Так и выходит, что введенный страховщиком для проверки диагностической карты номер VIN поступает в ЕАИСТО уже изменённым системой РСА. «Нормализованным», так сказать. И при наличии в нём определённых символов результат такой проверки просто технически не может быть положительным. Можно ожидать, что операторы технического осмотра не вводят русские буквы, или что они используют только заглавные символы… Но то, что они меняют буквы «L» или «I» на единицу – вряд ли. Схема, задуманная на законодательном уровне ещё в 2011 году, так до сих пор и осталась недоработанной на практике. Поэтому и не говорит никто о подделках или подлогах. А молча работают – по сути, постоянно нарушая закон. Потому что иначе просто не получается.