Все знают, что ОСАГО подорожало. Но, видя увеличившуюся сумму к оплате за очередной год страхования, многие ли могут определить её правомерность? Для легковых автомобилей в большинстве случаев рост цены по сравнению с прошлым годом составил около 20%. Это увеличение базового тарифа с 1980 р. до 2574 р. с учётом дисконта за безаварийную езду (при наличии таковой). Однако, многие, отъездив очередной год без ДТП, при пролонгации ОСАГО сталкиваются с ростом ценника в полтора, а то и в два раза. Как такое возможно?

Мы не будем здесь учитывать всевозможные подтасовки со стороны нечестных агентов или мошенников, а коснёмся только законодательно оправданных действий. Хоть и формальных. Дело в том, что сейчас страховая история водителей для расчёта страховой премии определяется исходя из данных единой электронной базы. Но не редко случается, что человека, который отъездил без аварий много лет, в ней не оказывается. Как показывает практика, это далеко не всегда означает, что страховая компания не передала необходимую информацию. А вот ваше присутствие в базе с неверными данными – совершенно возможный сценарий.

Скажем, в силу отсутствия сведений или из-за опечатки когда-то дата рождения водителя была внесена оператором страховой компании в программу не верно. Она не фигурирует в полисе; а значит, страхователь запросто можете об этом не знать. Более того, при постоянной пролонгации в одной компании эти ошибочные сведения могли многократно переходить из года в год, поскольку в этом случае оформление страховки происходит, как правило, по упрощённой процедуре. Пока однажды в том же ошибочном виде данные не перекочевали в Автоматизированную Информационную Систему (АИС) – с которой теперь необходимо сверяться в обязательном порядке.

А сверяются сотрудники страховых компаний с этой системой, разумеется, исходя из правильной даты рождения водителя. Подтверждённой документально. Так и получается, что накопленная годами скидка может несправедливо обнулиться по техническим причинам. Что часто ведёт к гораздо большему удорожанию полиса, чем упомянутые 20%.

Возможно ли каким-то образом исправить ситуацию? Шанс есть. Но, к сожалению, самому водителю вряд ли это удастся сделать. Без помощи страховой компании, в которой он до этого был застрахован, не обойтись. Пользуясь лояльным отношением страховой организации или более официальными инструментами (письменные заявления и т. п.), необходимо выяснить, какие данные были внесены в программу при загрузке в неё последнего полиса ОСАГО – в котором скидка за безубыточность ещё была применена. Не важно, в каком виде будет ответ – устно или официально по установленной форме «Сведений».

Если получилось добыть информацию – дело за малым: необходимо выявить расхождения с реальными данными и – опять же, официально или нет – просить страховую организацию исправить найденные ошибки в общей системе. Обычно доступ к ней осуществляется онлайн, и при желании это может быть делом пяти минут. После чего (наконец-то!) водитель появляется в АИС со всеми накопленными скидками. И всё! Справедливость восторжествовала, сэкономив вполне приличную сумму денег.

Сложно сказать, почему не предусмотрена возможность для водителей самостоятельно исправлять подобные ошибки путём обращения в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) – непосредственно курирующий базу АИС. Что было бы значительно проще как для страховых компаний, так и для их клиентов… И исключало бы возможное злоупотребление положением со стороны некоторых страховых организаций. Но ситуация такова. И, быть может, наличие хоть какого-то действенного алгоритма в этом отношении – уже не так плохо.