В то время, как споры об увеличении тарифов по ОСАГО набирают всё новые обороты, рядовые автовладельцы по всей России всё чаще сталкиваются с трудностями при оформлении полиса «автогражданки». Уровень убыточности по данному виду страхования статистически различен в зависимости от региона и города, и поправочные коэффициенты в идеале должны сглаживать имеющийся в этом отношении разброс для страховых организаций.

Однако, судя по всему, данная функция не реализуется в необходимой степени. Доказательством тому служит откровенное нежелание страховщиков – либо касательно отдельных регионов или сегментов рынка, либо вне зависимости от этого – выписывать полисы ОСАГО. С одной стороны, если бы данное направление стабильно приносило прибыль страховым компаниям, для них не было бы смысла в такой политике – а значит, в этой сфере действительно не всё так гладко. С другой – обязательность страхования ответственности автовладельцев никто не отменял, и вариант остаться без полиса вряд ли кого-то устроит.

В этой связи немаловажным является тот факт, что для страховщиков ОСАГО (имеющих соответствующую лицензию) обязанность выписать полис на основании заявления страхователя установлена законодательно. Иными словами, отказать в страховании компания, занимающаяся этим видом страхования в принципе, не имеет права. С чем же, в таком случае, сталкиваются клиенты? Самая, наверное, распространённая практика – невозможность оформления полиса в связи с отсутствием бланков. Разумеется, данный факт не может быть проверен при обращении; но, в то же время, не является официальным отказом. Вам могут предложить обратиться через какое-то время, или даже без указания конкретных сроков.

Ещё одним аргументом может быть «зависание» программы. В силу некоторых обстоятельств сегодня многие страховые организации действительно переходят на оформление страховок по принципу «онлайн» – параллельно занося их в электронную базу. И отсутствие доступа к этой базе – факт которого, опять же, проверить со стороны клиента невозможно – может стать причиной для рекомендации страхователю попробовать «зайти попозже», или даже купить страховку «где-нибудь ещё». В числе прочего можно упомянуть также информирование потенциального клиента о необходимости согласования с головным офисом, которое может занять день, два и более – что тоже на практике «отпугивает» сразу. Используются самые разнообразные подобного рода причины.

Чтобы не стать жертвой такой ситуации, следует заранее побеспокоиться о пролонгации действующего или оформлении нового договора ОСАГО. Учитывая, что Правила не ограничивают срок с момента оформления документов до начала действия полиса, существует возможность обратиться в страховую компанию за неделю, две или даже за месяц до необходимой даты начала страхования. Этот шаг даст определённый запас времени на тот случай, если при первом обращении приобрести страховку не удастся. За имеющееся время можно будет найти страховую организацию, которая готова на данный момент активно работать в этом направлении и реально предоставляет данные услуги. Второй вариант – действия, лежащие в русле жалоб и официальных заявлений. Как в саму организацию, так и в надзорные и контролирующие органы. Что ж, подобные шаги тоже могут привести к желаемому результату. Однако, количество времени, которое необходимо потратить на подобные действия, делает этот путь практически не актуальным.

Жаловаться и писать официальные письма – обычная норма в правовом поле взаимоотношений; но, в то же время, лучше это делать, уже имея на руках заветный бланк. Хочется надеяться, что данная ситуация носит исключительно временный характер, и большинства автолюбителей подобные сложности не коснутся. Тем не менее, вряд ли с учётом нынешних обстоятельств стоит откладывать покупку полиса ОСАГО на последний момент