Наверное, судебная практика в сфере ОСАГО является одной из наиболее противоречивых. Решения соответствующих органов меняются как от года к году, так и от региона к региону. Дабы хоть как-то навести порядок в этой области, с сентября текущего года вступили в силу законодательные позиции, более чётко регламентирующие некоторые аспекты возникающих споров в «автогражданке». О чём конкретно здесь идёт речь?

Во-первых, теперь прописана норма применения закона о защите прав потребителей. Установлено, что занижение выплаты будет караться штрафом в размере 50% от суммы недоплаты. Если в судебном порядке удастся доказать, что страховая компания «недодала» потерпевшему крупную сумму – половина такой недодачи послужит вполне ощутимой компенсацией неудобств для ущемлённой стороны. А страховую организацию, возможно, удержит от подобных действий в будущем.

Во-вторых, установлена пеня за просрочку выплаты, напрямую привязанная к её сумме. Теперь за каждый лишний день страховщик обязан будет заплатить 1% от начисленного страхового возмещения. Цифра может показаться слишком символической; однако, учитывая качество работы многих страховых компаний, является весьма актуальной. Существует много примеров задержек компенсаций на один, два и более месяцев. Теперь подобная практика может быть выгодна потерпевшей стороне, поскольку за три месяца выплата фактически будет удвоена. При таком раскладе даже взятый кредит для срочного ремонта автомобиля окажется финансово оправдан.

Кроме того, введён штраф за просрочку направления отказа – за каждый день сверх лимита он составляет 0,05% от страховой суммы. Эта позиция поможет впредь избежать ситуаций, когда после долгого ожидания выплаты собственник автомобиля вместо средств на ремонт получал отказ в возмещении. Теперь, если по вине страховой организации потерпевший потерял лишнее время, он сможет рассчитывать на вполне чётко установленную финансовую компенсацию.

В то же время, одно из изменений явно выполняет функцию определённой защиты страховых компаний. Устанавливается обязательность досудебной претензии в адрес страховщика от потерпевшей стороны перед обращением в суд. Иными словами, регламентируется необходимость использования возможности разрешить разногласия между сторонами в досудебном порядке. Что ж – пожалуй, вполне справедливо. Если страховая организация полностью готова нести ответственность в законодательно установленном объёме, вряд ли правильно дополнительно нагружать её судебными издержками. Таким образом, основные нарушения со стороны страховых компаний сейчас чреваты законодательно установленными дополнительными финансовыми потерями для них. А обратившийся за страховой выплатой может самостоятельно определить размер положенных выплат при ущемлении своих прав. Владея необходимой информацией о действующем законодательстве в отношении ОСАГО, любой автовладелец сможет более уверенно придерживаться своих позиций и принимать более правильные решения при возможных разногласиях со страховой организацией. С другой стороны, во власти любой страховой компании избежать подобных ситуаций. Для этого нужно всего лишь работать в установленном законом порядке.