Пятьдесят тысяч рублей. Именно эту сумму придётся заплатить сотруднику страховой компании за необоснованный отказ в оформлении полиса ОСАГО. Данная норма закона уже поселилась в КоАПе и проявила себя вполне применимой на практике. Деньги весьма заметные, что по задумке должно обеспечить беспрепятственность получения полисов «автогражданки» для всех желающих.

Только вот что в административной практике может трактоваться как неправомерный отказ? Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выделяет четыре таких случая:

1. Если у продавца нет соединения с базой РСА;

2. Если клиент не предоставил автомобиль для проведения осмотра;

3. Если клиент не предоставил всех необходимых документов;

4. Если отсутствует доверенность – но это касается юридических лиц и ИП.

Как видим, возможностей для манёвра более чем хватает. Ибо совершено не ясно, как и кто должен проверять заявления страховщика об отсутствии связи с базой. Или что мешает ввести запись на необходимый осмотр автомобиля на месяц вперёд. В этом отношении появляется простор для творческих идей…

Вместе с тем, являющийся надзорным органом в отношении страхования Банк России имеет свою точку зрения на этот счёт. Основание для отказа в выдаче страховок он приемлет только одно: собственно, отсутствие этих самых страховок. Вернее – соответствующих бланков. Официально, по документам учёта. При исчерпанном лимите у компании на их получение. А всё остальное – это проблемы организации работы, которые не должны затрагивать страхователей.

Конечно, такая постановка вопроса куда выгоднее для автовладельцев. Скрывать наличие полисов слишком рискованно для подразделения страховой организации, поскольку такое легко выявляется при проверке. Однако, данная противоречивая ситуация ожидаемо повлекла различия в работе представителей страхового рынка. Не смотря на позицию Центробанка, у вас запросто могут потребовать предоставить для осмотра автомобиль или предъявить дополнительные документы… Либо навязчиво предложить приобрести дополнительные – страховые или иные – продукты.

В этой ситуации можно, конечно, обзавестись свидетелями подобного инцидента (или иными подтверждениями) и направить в Банк России весточку о необходимом воздействии на своих «подопечных». С дугой стороны, вряд ли это ускорит или облегчит получение страхового полиса в данном конкретном случае. А вот пояснение своей позиции на этот счёт, подкреплённое знанием требований страхового надзора, вполне может помочь избежать лишней волокиты и с минимальными затратами времени решить вопрос.