Казалось бы, с чего дорожать страховым услугам? Конечно, кризисы, санкции и прочие внешнеполитические бури затрагивают так или иначе всех; но в этой сфере на первый взгляд не видно особых поводов для роста цен. Ведь, вроде бы, нет значимого увеличения расходов: зарплаты сотрудникам не повышают (а то и урезают вовсе), постоянных закупок каких-нибудь «забугорных» ресурсов для своей деятельности не усматривается; а повышение стоимости электроэнергии или бензина для служебных авто, право, не столь существенны. Однако, при всём при этом, цены на страховки растут – и порой весьма ощутимо.

Так в чём же дело? Стоит отметить, что в первую очередь речь идёт об удорожании так называемых «моторных» видов страхования – пользующихся наибольшей популярностью в силу своей обязательности. Это ОСАГО (обязательное законодательно), а также КАСКО и «Зелёная карта» (обязательные при определённых обстоятельствах). В отношении страхования автогражданской ответственности тема роста базовых ставок муссировалась давно, поскольку они оставались неизменны в течение 10 лет (если не больше). Логично, что сильное обострение вопроса пришлось на общее ухудшение экономических показателей во всех сферах бизнеса. Но, в целом, где-то можно списать ситуацию на совпадение: зрело оно давно в ожидании повода. Да и лимиты всё-таки подняли… А вот по КАСКО при одной и той же стоимости машины тарифы сегодняшние и годовой давности могут отличаться в полтора и более раза. Парадоксальна несколько здесь статистика, которая за 9 месяцев 2014 года показывает снижение средней цены полиса. Да, именно так: прирост по количеству договоров составил 7%, а по сборам – всего 1%. При увеличении объёма страховых возмещений на 14%, кстати. Судя по всему, инерционный характер рынка в первой половине года продолжал обеспечивать демпинговые инструменты для привлечения клиентов; а возможно, в силу снижения платежеспособности для страхователей стали более актуальны менее качественные продукты, привлекающие сравнительно низкой стоимостью… Так или иначе, возмещение ущерба здесь часто связано с покупкой импортных запчастей и материалов. А следовательно – обходится сейчас дороже для страховых компаний, что и отражается на ставках.

Таким образом, в случае с КАСКО речь идёт о финансовых закономерностях: увеличение расходов страховых организаций ведёт к росту тарифов. Но в случае с «Зелёнкой» всё несколько проще. Здесь расценки практически напрямую привязаны к евро – дань «международности» системы, от которой никуда не деться. И рекордные цены, которые начнут действовать с 15 января 2015 года – яркий тому пример. В частности, за легковой автомобиль при выезде за границу на минимальный срок теперь придётся заплатить 2 060 р. в место сегодняшних 1 670 р. Повышение соразмерно изменениям ставок по ОСАГО; но если там это случилось впервые за много лет, то здесь ценник взлетел за 3 месяца.

При этом, вряд ли вы столкнётесь с заметным ростом стоимости полисов, скажем, на жильё или связанных с защитой жизни и здоровья… Но эти сегменты несравнимо менее развиты (если не говорить о банковских направлениях), и не играют существенной роли в общей статистике. Вот и получается, что наиболее востребованные страховые продукты в совокупности заставляют говорить о подорожании услуг страховщиков в целом. Можно здесь упомянуть и о каких-то внутрирыночных, текущих факторах; однако и значительного влияния внешних условий в данном случае избежать не удаётся. Ни страховым компаниям, ни – как следствие – их клиентам.