Вот уже несколько лет действуют положения закона об ОСАГО, позволяющие потерпевшему обращаться за возмещением вреда напрямую в свою страховую компанию. Однако, как показывает практика, далеко не все автовладельцы правильно понимают эту процедуру и разбираются в некоторых из её особенностей. Следует отметить, что в некоторой степени страховщик потерпевшего выступает в такой ситуации в качестве посредника.

Он должен принять все необходимые документы, после чего полученную информацию и сканированные копии некоторых из них направить через электронную базу в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). После обработки и проверки пакета в РСА, он передаётся (так же, электронным способом) непосредственно страховщику виновника, который проверяет данные на соответствие действующему полису ОСАГО своего клиента (как и действие самого полиса). Если никаких разногласий не выявлено, страховая компания виновника направляет так называемый «акцепт» – подтверждение, только после которого страховщик виновника имеет право осуществить выплату (далее, кстати, компенсируемую «акцептовавшей» её компанией).

Существует универсальное мнение, что, чем сложнее механизм, тем больше в нём вероятность ошибки. К сожалению, описанная выше схема Прямого возмещения убытков (ПВУ) в данном случае не является исключением. Во-первых, на протяжении всей описанной цепочки могут возникнуть любые технические проблемы, которые могут затруднить и замедлить процесс. А во-вторых, как бы ни был строг закон в отношении соблюдения сроков выплат по ОСАГО, объективно страховой компании потерпевшего сложнее успеть рассмотреть дело в отведённый для этого период времени. При этом, многие тысячи убытков по России уже были урегулированы подобным образом, что в целом показывает неплохую работоспособность системы. Однако, все возможные риски при подаче заявления на выплату всё же лучше понимать во избежание возможных неприятных сюрпризов.

Кроме того, необходимо учитывать и факты недобросовестности со стороны страховых компаний в отношении «акцепта» входящих запросов на возмещение ущерба. В частности, неправомерный отказ в подтверждении с их стороны влечёт отказ обратившемуся в урегулировании убытка. В этом случае потерпевший, потратив зря время, вынужден с этим отказом обращаться уже в компанию виновника – не подтвердившую до этого возможность выплаты его компанией, но почему-то при этом возмещающую ему ущерб напрямую. А пока у надзорных органов не хватает ресурсов для полноценного контроля в этом направлении десятков работающих страховщиков ОСАГО, остаётся посоветовать автомобилистам стараться вообще избегать каких-либо неприятностей на дорогах…