На пресс-конференции, которая прошла после заседания совета экспертов, Российский союз автостраховщиков (РСА) информировал, что единая методика оценивания ущерба, нанесенного автомобилям, практически создана. Официальный статус она получит после вступления в силу поправок к закону о страховании ОСАГО, которые передадут право утверждения методики ЦБ. Президент РСА П. Бунин сообщил, что Госдума запланировала рассмотрение этих поправок на второе чтение, которое пройдет в марте.

Согласно предварительным данным, страховым компаниям сначала предстоит отчитаться о своей колоссальной прибыли в 2013 году. При сборе 134 млрд рублей на ОСАГО они выплатили автовладельцам за возмещение ущерба всего 76 млрд рублей: почти в два раза меньше собранных средств.

Поправки, которые рассматривает Госдума, подразумевают, что максимальный лимит выплат пострадавшим увеличат со 160 до 500 тысяч рублей за нанесение вреда здоровью и со 120 до 400 тысяч рублей каждому потерпевшему как компенсацию материального ущерба. Кроме того, базовую стоимость ОСАГО хотят повысить на 25%. Страховые компании не хотят принимать позицию властей и всячески противодействуют нововведениям, так как они грозят им падением доходов.

Борьба страховщиков за сохранение сверхприбыли

Например, прошлым летом Российский союз автостраховщиков увеличил свой бюджет на рекламу с 1,1 млн сразу до 117 млн рублей. Очевидно, что вложенные средства принесли свои плоды. Вскоре после этого в СМИ начали появляться многочисленные выступления, в которых «эксперты страхового рынка» обещали большие сложности в случае вступления в силу правительственной версии реформы ОСАГО. Вместе с этим появились утверждения, что страховые компании смогут спасти свое положение повышением базовой ставки полиса не на 25%, но на все 40%, а лучше – на 50-60%!

Волшебный фокус с «износом детали»

Наверное, сейчас ни для кого уже не секрет, что сверхприбыль страховщиков в сфере ОСАГО скрывается за приемом, который называется «износ детали». Например, если абсолютно целое крыло или другую часть вашей машины 10-летнего возраста повредят в аварии, страховая компания выплатит вам по ОСАГО не больше 10% стоимости аналогичной новой детали. Объясняют это тем, что за годы пользования ваша деталь «износилась»!

Именно поэтому страховщики как огня боятся предложения дать автовладельцам законную возможность выбора: взять денежную компенсацию по ОСАГО или выбрать ремонт поврежденных элементов конструкции и узлов машины. Естественно, ведь при ремонте страховой компании будет проблематично провернуть фокус с «износом» детали. Зачастую прибыль страховщиков уменьшает и то, что смекалистые автовладельцы проводят экспертизу повреждений своих авто у независимых оценщиков, которые называют реальную рыночную стоимость ремонта.

Единая система оценки как спасение прибыли страховщиков

Чтобы исключить подобные неприятности из практики, РСА решил ввести единую методику оценки повреждений транспорта. Несложно догадаться, что она базируется на том же принципе «износа». Если методику примут как официальный документ, повреждения машин будут оценивать только по ней. Этот документ будет обязательным даже для независимых экспертов. Получается, что грабительский подход страховщиков тем самым будет официально узаконен.

Этот выгодный для страховых компаний факт РСА тщательно пытается замаскировать. Так, Бунин разглагольствует о планах разработать специальные ценовые справочники, в которых будет указана стоимость всевозможных запчастей, нормо-часов и лакокрасочных материалов. По его словам, внесенные в них данные будут определять по двенадцати экономическим регионам РФ. На конференции Бунин воодушевленно заявлял, что этими справочниками смогут пользоваться все. А выгодно это будет лишь страховщикам, которые превратили современную систему ОСАГО в настоящую «доилку» всех российских автовладельцев.