Одним из последних положительных изменений по ОСАГО в числе прочих видится уменьшение максимальной нормы износа деталей при расчёте страхового возмещения. Собственно, вопрос давно набил оскомину: именно из-за применения износа в первую очередь выплаченной компенсации часто не хватало на ремонт автомобиля. Но теперь, с 1 октября 2014 года, верхняя его планка понижена с 80% до 50% – что должно в значительной степени повлиять на ситуацию. Ведь если раньше оценщики могли занизить стоимость необходимых деталей в пять раз, то теперь – только в два; а это объективно более соизмеримо с реальным рынком подержанных запчастей. Что выглядит весьма актуальным в свете заметного роста цен в этом сегменте.

Но, похоже, у данного изменения могут нарисоваться и некоторые подводные камни. Ведь с чем связано само применение нормы износа? С тем, что иногда стоимость подержанных автомобилей может составлять всего 5 – 10% от цены нового транспорта. И понятно, что любые элементы такой машины тоже будут стоить небольших денег – исходя из которых и рассчитывается компенсация за поврежденные детали. Потому что даже относительно незначительный ремонт при использовании новых запчастей может вылиться в стоимость, соизмеримую с ценой конкретной машины. С расчетной, математической точки зрения схема вполне обоснована; но на практике зачастую не жизнеспособна.

Снижение максимального износа до 50% призвано больше адаптировать расчётные значения выплат для применения в реальной жизни. В то же время, можно ожидать роста количества случаев «полной гибели имущества». По Правилам ОСАГО такая ситуация возникает, когда стоимость ремонта оказывается равной или превышающей стоимость самой машины. Вполне логично: уменьшение среднего показателя износа влечёт рост средней оценочной стоимости ремонта, которая будет чаще «зашкаливать» за пределы цены на автомобиль. А в таких случаях применяется уже совсем иная схема оценки ущерба.

В этих ситуациях происходит анализ рыночной стоимости автомобиля (до повреждения), от которой отнимается цена годных остатков – то есть того, что представляет из себя машина после аварии. Разница и будет составлять компенсацию потерпевшему автовладельцу. И здесь уже уменьшенный процент износа может оказать в некотором смысле «медвежью услугу». Поскольку вместо ремонта автомобиля собственнику предлагается его продать – при чём за сумму, полученную расчётным путём. А компенсация страховой компании может быть очень далека от стоимости восстановления транспортного средства.

Увы, это та «обратная сторона медали», к которой необходимо быть готовым. Особенно в пору кризисных явлений, когда цены на автомобили могут снижаться на фоне неизменных (или даже повышающихся) цен на запчасти, в любом случае пользующиеся спросом. Как следствие, стоимость годных остатков – по сути, не повреждённых элементов и агрегатов – может сильно приближаться к рыночной стоимости автомобиля, упавшей из-за внешних экономических факторов. Что будет вынуждать автовладельцев всерьёз задумываться над тем, ремонтировать ли машину – в значительной части за свой счёт… Или распродавать по запчастям, тратя на это кучу времени – оценщиками, разумеется, не учитываемого.