Наверное, всем автомобилистам уже давно известно о в некоторой степени нудном, но банальном и простом способе обойтись без страховки. Разумеется, если речь идёт о защите от сотрудников ГИБДД, а не от материального ущерба при дорожном инциденте… Десять дней, законодательно предусмотренные с момента покупки автомобиля для прохождения технического осмотра и оформления полиса ОСАГО, при желании можно растянуть на неограниченный промежуток времени – при безусловной лояльности продавца.

Не важно, был ли этот продавец заведомым участником подобных договорённостей (как, к примеру, друг или родственник), или стороны к соглашению пришли уже в процессе обсуждения сделки. Так или иначе, имея на руках несколько договоров купли-продажи автомобиля с открытыми датами, в документе всегда можно указать день совершения операции, юридически обеспечивающий право обходиться без ОСАГО в конкретный момент времени. Для этого необходимо каждый раз проставлять дату договора, которая предшествует текущей – но не более чем на 10 дней. Или, с тем же успехом, можно заранее заготовить n-ное количество документов с пошаговой десятидневной разницей между датами их заключения. Главное при этом не запутаться и предъявить сотруднику ГИБДД нужный экземпляр…

Правда, в последнее время практика органов полиции и судебных инстанций всё чаще сводится к игнорированию данного аспекта. И если сотрудники первых бывают вообще не в курсе положения о страховой отсрочке, то ремесленники Фемиды исправно обосновывают свои решения. Мотивация здесь стекается к тому, что первые десять дней владения машиной хоть и дают возможность обойтись без ОСАГО, но не разрешают при этом транспортное средство использовать (во всяком случае, по прямому назначению). Можно распоряжаться новым имуществом: мыть, любоваться, ремонтировать, возить на эвакуаторе… Но – не управлять как отдельным транспортом.

Углубляясь в дебри определений понятий и трактовок, споры на эту тему часто начинают иметь больше филологический окрас, нежели юридический. Однако в конце 2014 года Верховный суд, похоже, в очередной раз продемонстрировал умение рубить Гордиевы узлы «на раз». В своём декабрьском обзоре орган подтвердил право водителя, получившего транспорт в безвозмездное пользование по договору с собственником, ездить без страховки в течение десяти дней. Вернее – не будучи вписанным в полис ОСАГО. А эта ситуация выглядит уже гораздо более интересной.

Представьте себе: зарегистрированный по всем правилам автомобиль, и даже полис ОСАГО имеется. Но по каким-то причинам за руль необходимо сесть человеку, в страховке не фигурирующему. И вот из интернета распечатывается (или составляется от руки) совершенно типовой договор общего содержания, подписывается… и всё – водитель имеет полное право на вождение данного транспорта в течение 10 дней! Каково? Разумеется, в случае виновности такого водителя в ДТП вся ответственность ложится на него. Но нам ли не знать тягу к «авось» у некоторых коллег по «баранке»?

Ситуация видится потенциально опасной в обоюдном направлении. Совершившему ДТП без страховки придётся платить потерпевшему из собственного кармана; а потерпевший совершенно неожиданно получает незаслуженные проблемы. Ибо как не ругай страховщиков, но с них обычно получить возмещение всё же проще, чем с некоего незадачливого гражданина… Посему остаётся лишь надеяться на торжество здравого смысла в каждом конкретном случае. Да, ситуации в жизни разные – и порой риск бывает оправдан. С другой стороны, вряд ли стоит испытывать судьбу без действительно форс-мажорных обстоятельств. Ведь здесь отказ от сиюминутной экономии времени и, возможно, какой-то денежной суммы может в итоге оказаться значительно более выгодным решением.