В рамках поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) Правительство РФ предлагает предусмотреть возможность выбора для автовладельцев ремонта автомобиля в качестве варианта компенсации нанесённого ущерба. Если данная инициатива будет поддержана, этот проект должен решить вопрос частой нехватки выплачиваемых по ОСАГО сумм на ремонт транспортного средства. Казалось бы, это может решить основную сегодняшнюю проблему данного вида страхования, позволив существенно сократить количество противоречий между страховыми организациями и потерпевшими.

Однако, пока не ясными остаются многие моменты, связанные с практической стороной предполагаемой схемы. Например, предполагается, что ответственность страховщика в данном случае будет заканчиваться на выдаче направления на ремонт. Далее страховая компания работает с автосервисом в части оплаты произведённых работ; однако, все вопросы, связанные с превышением срока ремонта и качеством работ собственник автомобиля должен решать со станцией техобслуживания самостоятельно. Включая как переговорный процесс, так и – в случае необходимости – претензионно-судебную работу. Данное обстоятельство выглядит весьма сомнительным звеном в общей цепочке взаимодействий сторон.

Кроме того, не совсем ясно, как быть в случае необходимости замены деталей – стоимость которых рассчитывается в калькуляции с учётом износа. Если будет законодательно закреплена обязанность страховщика оплачивать новые запчасти, сложно даже представить, насколько увеличатся размеры выплат и к чему это может привести; в противном же случае не известно, как сервисному центру «вписываться» в расчётную сумму. Много вопросов вызывает и порядок взаимодействия техцентров со страховыми организациями. Получается, что последние в обязательном порядке должны будут заключить договоры на ремонт с сервисами для обслуживания обратившихся за выплатой по ОСАГО. Но каковы будут требования к подобным договорам? Например – будут ли условия по географическому расположению автосервисов? Обязан ли будет автосервис принять автомобиль на ремонт по направлению страховщика в обязательном порядке или сможет отказать обратившемуся (положим, при неоплате страховой компанией предыдущих заказов)?

Как видим, пока вопросов остаётся больше, чем ответов. Хотелось бы, чтобы к моменту начала работы по новой схеме (если таковая будет утверждена) все участники предполагаемого процесса могли чётко понимать свои функции и представлять порядок работы на практике. А будет ли так на самом деле, или, как часто бывает, многочисленные неясности и противоречия будут устраняться только в судебном порядке – покажет время.