Пока в дебрях законодательной власти разносторонне муссируется вопрос увеличения выплатных лимитов по ОСАГО, автовладельцы всё чаще сталкиваются с ситуациями, когда максимального страхового возмещения не достаточно для компенсации материального вреда. Напомним, что на сегодняшний день, как и десять лет назад, лимит в отношении материального ущерба для дорожно-транспортного происшествия с двумя участниками составляет 120 000 рублей; для ДТП с тремя и более участниками – 160 000 рублей. Если потерпевший считает, что нанесённый вред превышает выплаченное максимальное возмещение – оставшуюся часть он вынужден взыскивать с виновника аварии уже напрямую, без участия страховщика.

Наверное, все прекрасно понимают, насколько морально устарели вышеуказанные суммы за многолетнюю уже историю существования ОСАГО. Сегодня ремонт на 120 000 рублей может уже совершенно не подразумевать каких-то сложных и «глобальных» процедур. Не удивительно, что нехватка максимальной выплаты страховой компании для полного восстановления повреждённого имущества становится с каждым днём всё более актуальным вопросом. Что уж говорить о случаях более массовых дорожных инцидентов! Из-за плохих погодных, дорожных условий, или при совокупности иных факторов количество участников аварии где-нибудь на скоростной трассе не редко составляет три, четыре и даже более пяти транспортных средств. А в этом случае ситуация ещё более плачевная, поскольку пропорционально полученным повреждениям между потерпевшими автовладельцами делится сумма 160 000 рублей, и не копейки больше – будь там хоть двадцать машин.

Для сравнения, лимиты возмещения по Зелёной карте – «европейской автогражданке» – устанавливаются странами – членами соглашения индивидуально, но, как правило, исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами евро. Как же быть, если вы стали жертвой ситуации, при которой максимальной выплаты по ОСАГО не хватит? Для начала, необходимо определиться с суммой ущерба, превышающей выплатной лимит. Оценка, организованная страховой компанией, предполагает выводы об объёме реально причинённого вреда – даже в том случае, если он превышает сумму максимальной выплаты в разы и страховщику подобная точность в принципе не требуется. На основании заявления страховая компания обязана предоставить данные материалы для ознакомления. Часто, дабы избежать впоследствии соответствующих судебных запросов, на основании письменного требования выдаётся заверенная копия Отчёта об оценке.

Так или иначе, получив информацию о сумме прямого требования к виновнику (стоимость восстановительного ремонта по Отчёту минус уже выплаченная страховщиком компенсация), можно совершать дальнейшие действия. Какие именно – пожалуй, целиком и полностью зависит от позиции виновной стороны. При согласии на добровольную компенсацию вреда вопрос вполне можно решить «полюбовно»; в противном случае придётся урегулировать ситуацию в судебном порядке – с привлечением при необходимости юристов и достаточно большими затратами времени. К сожалению, никаких иных, более простых вариантов здесь не предусматривается. Не редко так и остаются в проигрыше обе стороны: пострадавший – без возможности единовременного и относительно быстрого получения компенсации; и виновник, заплативший за свою страховку – и оказавшийся вынужденным самостоятельно компенсировать часть причинённого вреда, но зачастую просто не имеющий финансовой возможности сделать это.